06.02.2014 09:30
Реализация совместных украино-российских проектов может оказаться под вопросом
Минпромторг РФ намерен сократить в 2014-2015 гг производство
авиатехники на 30% (с текущих 83 единиц до 58), а финансирование закупок
самолетов урезать на 5%. Об этом говорится в опубликованном
вчера проекте изменений в программу "Развитие гражданской авиатехники
России до 2015 года".
Программа, в отличие от своих предшественниц, выглядит
реалистично. До сих пор России не удавалось справляться с заявленными
планами. К примеру, в 2013 году РФ должна была выйти на ежегодное
производство 36 самолетов Ан-148. Реально же удалось выпустить всего 6.
Не смогла она и запустить серийное производство Ту-204СМ.
Ни один из общих украино-российских проектов в обновленной
программе не значится в качестве приоритетного. Всего приоритетных
проектов у России, согласно документу, шесть: ближнемагистральный Sukhoi
Superjet 100, ближнесреднемагистральный Иркут МС-21, новый самолет под
лаконичным названием Самолет-2020, многоцелевые вертолеты Ка-62 и Ми-38,
а также два скоростных вертолета - Ми-Х1 и Ка-92.
Основной совместный проект, реализуемый украинским ГП Антонов в
России - сборка регионального ближнемагистрального самолета Ан-148 на
мощностях Воронежского самолётостроительного общества (ВАСО). Совместно
компании произвели в 2013 году шесть самолетов.
В самом Антонове нового проекта программы пока не видели. Однако
по словам генерального конструктора ГП Антонов Дмитрия Кивы, повлиять на
работу компании он не должен: "все зависит от заказов, если они будут,
то и самолеты будут производиться".
На сегодня у Антонова есть заказы от российских госорганов на 21
Ан-148. 15 из них заказало Минобороны РФ, 4 - СЛО "Россия",
которое отвечает за перевозку первых лиц государства, еще 2 -
Федеральная служба безопасности РФ. Также есть один коммерческий заказ -
на 3 самолета от авиакомпании Ангара.
Еще один проект, на реализацию которого может повлиять сокращение
финансирования со стороны России, это возобновление выпуска Ан-124
"Руслан". Об этом в декабре договорились президенты Владимир Путин и
Виктор Янукович. Экс-премьер Николай Азаров тогда заявил, что Украина и
Россия произведут 80 таких самолетов. Суммарную выручку от этого проекта
он оценил в $ 13 млрд.
Но реально Ан-124 начнут выпускать в лучшем случае к 2018 году, а в
период действия обновленной программы будут проводиться лишь
подготовительные работы, говорит аналитик Арт Капитал Алексей
Андрейченко. "В обновленные планы финансирования производственной
программы средства, необходимые на подготовку к серийному производству
Ан-124, могли и не войти",- считает он.
Впрочем, Россия не заинтересована в финансировании производства
"Русланов" - на них нет заказов. "Проект дорогой, производство
необходимо запускать почти с ноля. А объем рынка невелик - всего не
более 80 самолетов",- говорит эксперт транспортного рынка Александр
Кава. За всю историю было выпущено около 60 "Русланов". По оценкам
Дмитрия Кивы, для производства одного самолета необходимо около $50
млн.
Последний крупный совместный российско-украинский проект -
военно-транспортный самолет Ан-70, который сейчас проходит испытания.
Аналитики уверены: перспектив у этого самолета на российском рынке
мало, несмотря на его неплохие технические характеристики. "Россияне не
будут его заказывать, так как он конкурирует с Ил-476, продвижение
которых лоббирует вице-премьер Дмитрий Рогозин",- считает гендиректор
консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий. С ним соглашается
Александр Кава: "России эти самолеты фактически не нужны, поэтому на
перспективы проекта влияют, скорее, политические договоренности между РФ
и Украиной".
Помочь Антонову в реализации Ан-70 может государство.
"Ан-70 перспективный самолет, и его намного легче продвигать, чем
Ан-124. Украине нужно купить четыре самолета для себя, продать четыре
самолета, к примеру, в Беларусь, и четыре Казахстану. Тогда на него
обратят внимание на рынке", - говорит Ланецкий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий