Политическое противостояние прервало рост авиарынка, но перевозчики надеются вернуть пассажиров уже в ближайшее время.
Екатерина Гребеник, Forbes.ua, 27 февраля 2014
Авиакомпания
МАУ с 24 февраля вывела из расписания 38 регулярных рейсов, или
примерно 10% еженедельных полетов. Это связано со снижением
интенсивности прямых перелетов в/из Украины, объяснили в компании.
"Снижение спроса на деловые и
туристические поездки отразилось на предварительном бронировании
авиабилетов в Украину в феврале и марте", - говорится в пресс-релизе.
Урезанное расписание будет действовать до 29 марта, а потом МАУ
рассчитывает оперативно увеличивать частоту по мере восстановления
спроса.
До начала общественного противостояния в
стране авиакомпания, которая занимает около 60% рынка (регулярные
международные перевозки украинскими компаниями) рассматривала 2014-й как
год роста. "2014 год должен был стать первым годом развития, а теперь
становится болотистым неустойчивым грунтом", - сказал президент МАУ Юрий
Мирошников в начале февраля. Прошлый год стал для компании вполне
удачным: банкротство ближайшего конкурента, "Аэросвита", позволило
нарастить рыночную долю на четверть. Вплоть до октября все было хорошо.
По словам главы авиакомпании, МАУ выходила по итогам года на прибыль
около $20 млн. В ноябре начались традиционные сезонные проблемы, но
обострение политической ситуации в декабре спутало все карты. В
результате прибыли по году почти нет, констатирует Мирошников, не
называя конкретных финансовых итогов. Прогноз на 2014 год - в лучшем
случае, сохранить показатели на уровне 2013-го.
В начале февраля МАУ предупреждала, что
если политическая ситуация не стабилизируется быстро, она вынуждена
будет пойти на жесткие меры: сокращать рейсы, флот и даже людей. "Мы уже
сейчас не добираем около $40 млн. Допустить убытков мы не можем", -
оправдывается Мирошников. Острая фаза противостояния закончилась, но
меры все-таки приняты. Они стали реакцией на более ранние события:
эмоциональная составляющая, которая влияла на принятие пассажирами
решения о полете в Украину или через Украину, формировала результаты
предварительного бронирования еще в январе - начале февраля.
Отмена рейсов крупнейшей компанией пока
не подталкивает экспертов к глобальным выводам. "Это обычное сезонное
явление, в феврале-марте спрос падает всегда. Компании реагируют
сокращением частот и временным закрытием рейсов, непопулярных в зимний
период", - поясняет Александр Кава, глава Центра экономического и
политического анализа. Правда, небывалое даже для этого времени снижение
активности пассажиров заметили и другие участники рынка. "Сейчас у нас в
неделю 12-14 рейсов, а годом ранее в тот же период мы выполняли 25-30. В
целом падение после шоковых событий февраля - почти в три раза", -
подытоживает директор чартерной авиакомпании "Роза ветров" Владимир
Каменчук. Средняя загрузка на рейсах упала примерно на треть. Еще с
конца осени сокращали количество рейсов и в компаниях "ВиззЭйр Украина" и
"ЮТЭйр Украина", напоминает директор консалтинговой компании FAS
Александр Ланецкий.
Кроме политической, других предпосылок
для пересмотра планов и проведения всевозможных оптимизаций сейчас нет,
считает Каменчук. "Никаких резких скачков стоимости топлива, роста
других затратных составляющих не происходит, цены стабильны", - уверяет
он. И надеется, что уже в ближайшие месяцы даст о себе знать отложенный
спрос. А если в Украину придут какие-то кредитные транши, прозвучат
оптимистичные заявления инвесторов и все успокоится - летний сезон еще
может помочь все наверстать. Оптимизма преисполнены и в главном
аэропорту страны - "Борисполе". По итогам первого квартала он ждет роста
не менее 25% к показателям аналогичного периода 2013 года, а всего по
году - минимум 15%, сказал директор предприятия Алексей Кочанов. Из-за
политических событий аэропорт потеряет в итоге не так много - около 5%
от того, что было запланировано, заявил он.
Ограниченная конкуренция на рынке пока
дает компаниям возможность свободно чувствовать себя в вопросах
ценообразования и рассчитывать на сносные финансовые результаты, считает
Александр Кава. "На большинстве рейсов МАУ сейчас сохраняется принцип
паритетности, поэтому там тарифы выше, чем в конкурентном сегменте
перевозок", - объясняет эксперт. Паритетность - это следствие действия в
авиации системы межправсоглашений, которыми строго регулируется
количество компаний на любом маршруте. Но на 14 марта Украина
запланировала подписание договора "об открытом небе с Европой", который
был парафирован еще в ноябре. Это поменяет ситуацию в конкурентном поле.
"На тех рейсах, где произошла либерализация и были допущены все
компании, цены резко упали. Это видно на примере Дубая, Москвы", -
напоминает Кава.
Компании этого не отрицают и жалуются на
демпинг со стороны конкурентов. "Демпинг - наша основная проблема
сейчас. На некоторых рейсах конкуренты продают билеты чуть ли не
бесплатно", - жалуется Каменчук. При этом они ожидают дальнейшего
усугубления этой проблемы. "Новые власти будут либеральными и пустят на
рынок европейские компании, которые просто сметут местные. Конец
истории", - прогнозирует Ланецкий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий