среда, 9 апреля 2014 г.

Кто будет управлять украинской авиацией



18.03.2014 18:05
ужбу возглавил бывший топ-менеджер авиакомпании МАУ

Кто будет управлять украинской авиацией
Кабинет министров Украины назначил главой Государственной авиационной службы Дениса Антонюка. Об этом говорится в распоряжении №167 от 12 марта. 

На этом посту он сменил Анатолия Колесника, который возглавлял Госавиаслужбу с 2011 года. Ранее Денис Антонюк занимал должность директора по развитию маршрутной сети и работе с альянсами авиакомпании Международные авиалинии Украины (МАУ).

Назначение на эту должность человека, приближенного к крупнейшей украинской авиакомпании вызывает опасение у экспертов. "ГАСУ станет госорганом, который будет обслуживать интересы всего одной авиакомпании. Он будет искусственно сдерживать конкуренцию на рынке", - прогнозирует глава Центра политического и экономического анализа, независимый эксперт в сфере транспорта Александр Кава. 

От нового главы службы ожидают также шагов по искусственному затягиваю подписания соглашения о едином авиационном пространстве с ЕС, которое очень невыгодно МАУ. На прошлой неделе Мининфраструктуры уже перенесло подписание соглашения. Официальная причина - "незавершение стороной Евросоюза процесса внутреннего согласования редакции определения "территория" в контексте вопроса Гибралтара".

Тем не менее, министр инфраструктуры Максим Бурбак уверен, несмотря на технические проволочки, соглашение о совместном авиационном пространстве рано или поздно будет подписано. "Но нужно пройти подготовительный период до мая-июня 2015 года. Это позволит отечественным авиакомпаниям подготовиться к конкурентной борьбе. Уверен, когда будет свободный доступ к украинскому небу иностранных перевозчиков, рынок будет саморегулироваться, а авиакомпаниям придется снизить тарифы" ,- говорил он.

Примечательно, что после увольнения Алексея Кочанова остается открытой вакансия гендиректора аэропорта Борисполь, для которого МАУ является базовым перевозчиком.  По данным СМИ, к аэропорту проявляет интерес олигарх Игорь Коломойский, который в декабре в декабре 2013 года получил контроль над МАУ. 

Связка Госавиаслужба - МАУ - аэропорт Борисполь может быть эффективной, и даже положительно сказаться на развитии авиационной отрасли, полагает гендиректор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий. "Здоровый протекционизм - это хорошо. Во всех цивилизованных странах (от Германии до ОАЭ) госорганы поддерживают базового перевозчика. В Германии Франкфурт и Lufthansa тесно связаны и находятся под плотной опекой местных авиавластей. Иначе через некоторое время разгула либеральной конкуренции не станет кого регулировать - все обанкротятся", - говорит эксперт. 

Впрочем, несмотря на назначение менеджера МАУ, опасаться, что назначения на направления будут осуществляться в интересах одной авиакомпании не стоит, уверен Ланецкий. "А кто еще на направления кроме МАУ может претендовать? ЮТэйр, Визз Эйр?  Они полученное до сих пор освоить не могут, а других и нет", - говорит Ланецкий.
Денис Кацило
Денис Кацило
ЛIГАБiзнесIнформ
Информационное агентство
www.liga.net

<a href="http://liga.net/">Источник</a>

вторник, 8 апреля 2014 г.

Борьба за небо. Кто будет контролировать аэропорт Борисполь

01.04.2014

Денис Кацило
ЛIГАБiзнесIнформ
Информационное агентство
www.liga.net

<a href="http://liga.net/">Источник</a>

 
Гендиректором аэропорта Борисполь назначили Сергея Гомболевского. А ждали человека Игоря Коломойского
Борьба за небо. Кто будет контролировать аэропорт Борисполь
Сергей Гомболевский
У Международного аэропорта Борисполь новый генеральный директор. В последний день марта Министерство инфраструктуры Украины назначило на эту должность Сергея Гомболевского.
Это решение оказалось достаточно неожиданным, для многих участников рынка. Дело в том, что Гомболевский - заместитель прежнего гендиректора Алексея Кочанова, считавшегося ставленником "Семьи". Новое назначение может говорить о том, что в борьбе за крупнейший аэропорт страны взята пауза или, что у Игоря Коломойского появился сильный соперник.

Гомболевский работает в авиационной отрасли более 17 лет, из них 15 лет - в Борисполе. С 13 марта этого года, после ухода с должности Алексея Кочанова, он исполнял обязанности гендиректора Борисполя. Ранее занимал должность заместителя генерального директора по производству и аэродромно-техническому обслуживанию Борисполя, а до того - являлся исполнительным директором управляющей компании Аэропорт Одесса. В этот же период, на должности директора аэропорта Одесса работал и Алексей Кочанов, с которым Гомболевский и вернулся в Борисполь в июле 2013 года.

Кочанова уволили вскоре после назначения нового министра инфраструктуры Максима Бурбака. "Увольнение Кочанова позволило новоназначенному министру, избежать конфликта с людьми, претендовавшими на контроль за аэропортом", - рассказывает высокопоставленный чиновник в Мининфраструктуре.

Напомним, в конце февраля, администрация аэропорта заявила о попытках силового захвата аэропорта неизвестными людьми, называвшими себя представителями Майдана. Тогда, внефракционный депутат Сергей Мищенко заявил о необходимости отстранения от должности Алексея Кочанова. Мищенко настаивал, что директор подконтролен окружению экс-президента Виктора Януковича и помогает скрыться беглым чиновникам, обеспечивая им "коридор". По одной из версией, нападки на Кочанова были организованы, чтобы сменить руководство Борисполя - на людей, близких к миллиардеру Игорю Коломойскому, у которого есть интересы в авиационной отрасли.

Одним из кандидатов на должность главы Борисполя, называли Бориса Шахсуварова, который возглавлял аэропорт в 2008-2011 годах, при министрах Иосифе Винском и Борисе Колесникове. Шахсуварова считают достаточно независимой и сильной фигурой. Но вместо него аэропорт возглавил заместитель Кочанова Гомболевский. Значит ли это, что Бурбак освоился и не боится конфликтовать с депутатами и всесильными олигархами? "У министерства была возможность провести аудит ключевых решений в Борисполе. Скорее всего явных нарушений финансово хозяйственной деятельности не выявлено, поэтому оставили Гомболевского. К тому же, аэропорт, как госпредприятие не самостоятелен и все ключевые решения согласовываются в министерстве", - расплывчато объясняет чиновник с Министерства инфраструктуры.

Есть другая версия. Все опрошенные участники рынка характеризуют Гомболевского как профессионала далекого от политических и финансовых групп. "Думаю это временный компромисс до выборов, а там будет другой министр и все может измениться", - говорит гендиректор компании FAS, Александр Ланецкий. "Скорее всего Гомболевского расценивают в Мининфраструктуре, как компромиссную фигуру, знакомую с внутренней кухней аэропорта, и способного продолжить инфраструктурные проекты, которые начал Кочанов. Последнего не могли оставить, учитывая политическую конъюнктуру и обвинения в его адрес", - говорит топ-менеджер аэропорта Борисполь попросивший не называть его имя в статье.

Среди незавершенных Кочановым проектов: реконструкция терминала D (запуск зоны внутренних рейсов), расширение перрона у терминала D, строительство четырехуровневого паркинга, запуск "Воздушного экспресса". Ранее эти инфраструктурные проекты оценивались Кочановым в сумму около 700 млн грн.
Сейчас у аэропорта нет финплана на этот год и когда он будет утвержден неизвестно.  Из-за этого, по словам экспертов, завершение работ на проектах в этом году, как планировалось при Кочанове, оказалось под вопросом. Несмотря на заверения Максима Бурбака о том, что ранее утвержденная концепция по развитию инфраструктуры в аэропорту Борисполь все таки будет реализована, на запуск недостроенных объектов  может просто не хватить денег. В условиях дефецита бюджета, заработанные аэропортом средства могут направить не на его развитие, а, к примеру, на социальные нужды.
Тем не менее, глобальное направление развития у аэропорта останется прежним. Топ-менеджер Борисполя рассказывает, что Гомболевский, как и Кочанов, является приверженцем подписания соглашения с Европейским Союзом о едином авиапространстве, которое позволит привлечь новые авиакомпании, а значит нарастить пассажиропоток и увеличить доходы. Напомним, что в марте глава Государственной авиационной службы Украины Денис Антонюк заявил, что это соглашение будет подписано до начала июня.



Справка

Аэропорт Борисполь, является стратегически важным объектом транспортной инфраструктуры. Крупнейший аэропорт Украины обеспечивает 65% пассажирских авиаперевозок страны. Из "Борисполя" более 50 авиакомпаний осуществляют регулярное сообщение по более 100 направлениям. Аэропорт закончил 2013 год с чистой прибылью 126,7 млн грн, что в 3 раза меньше по сравнению с показателем 2012 года в 402 млн грн. Доход аэропорта составил 1,6 млрд грн.

<a href="http://liga.net/">Источник</a>

Авиакомпании уходят с рынка внутренних перевозок

 02 04 2014

Авиакомпании уходят с рынка внутренних перевозок

Потеря Крыма больно ударила по украинской авиации. По предварительным данным, в марте 2014 г. авиаперевозки по внутриукраинским маршрутам по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали на 18 %, сообщил «Капиталу» председатель Государственной авиационной службы Денис Антонюк.
Рейсы сокращаются
Одной из причин уменьшения числа авиаперевозок является прекращение полетов по направлению Киев-Симферополь. После оккупации Крыма Госавиаслужба распространила извещение о том, что аэропорт Симферополя не может принимать и отправлять самолеты. Перебои при выполнении рейсов украинскими авиакомпаниями — «Международными авиалиниями Украины» и Yanair — наблюдались в начале марта. А уже через две недели они перестали летать на полуостров. МАУ прекратила полеты до 29 апреля, а Yanair — до 30 апреля, говорится в официальных сообщениях перевозчиков. Приобрести у этих авиакомпаний билеты на майские рейсы из Киева в Симферополь сейчас невозможно.
На других внутренних направлениях также произошли изменения. Например, авиакомпания «ЮТэйр-Украина» в марте сократила частоту полетов с 21 до 17 рейсов в неделю на линии Киев-Донецк и с 6 до 3 — на Киев-Харьков и Киев-Луганск. С 30 марта авиакомпания временно — на период летней навигации — приостановила выполнение рейсов в Харьков и Луганск. Помимо этого, в декабре прошлого года полеты приостановил авиаперевозчик Air Onix.
Дорогие билеты
Большая часть пассажиров внутренних рейсов — представители бизнеса, говорит заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный. Он добавляет, что эта категория потребителей первой реагирует на ухудшение политической и экономической ситуации в стране. Катерный отмечает, что компенсировать потерю пассажиропотока можно за счет туристов. Но сейчас сделать это практически невозможно, поскольку авиакомпании не могут снизить стоимость перелетов. Именно цена билета играет самую важную роль при выборе транспорта для путешествия.
Низкий спрос на внутренние перелеты обусловлен высокой ценой авиабилетов, подтверждает начальник коммерческой службы международного аэропорта «Харьков» Владислав Ильин. Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий также считает, что развитию внутриукраинских авиаперевозок мешает высокая себестоимость таких полетов. Кроме того, серьезную конкуренцию создают железнодорожный транспорт и междугородные автобусы. Добраться до места назначения наземным транспортом можно в несколько раз дешевле, чем по воздуху.
Норвежская схема
Чтобы снизить цену на авиабилеты, в первую очередь нужно уменьшить стоимость топлива, считает Владислав Ильин. На него приходится до 50 % всех затрат на перелет. «В прежние времена со стороны руководства страны высказывались предложения освободить от НДС операции по продаже топлива для внутренних авиарейсов», — говорит он и отмечает, что в некоторых странах практиковалось освобождение аэропортовых услуг от НДС, а авиакомпаний на внутренних линиях — от уплаты аэронавигационных сборов. По его подсчетам, эти меры могут привести к уменьшению стоимости авиабилетов приблизительно на 30 %.
По мнению Александра Ланецкого, для развития внутренних авиаперевозок необходимо внедрить так называемую «норвежскую» схему работы авиатранспорта: обязать авиакомпании, которые выполняют прибыльные международные рейсы из Украины, летать и на убыточных внутренних. При этом цены на авиабилеты на внутренних рейсах необходимо зафиксировать. Ланецкий говорит, что авиаперевозчики должны получать преференции при выполнении рейсов в малые аэропорты — в Мариуполь, Луганск, Черновцы, Ужгород.
Дмитрий Уляницкий

Wizz Air сокращает авиапарк в Украине

4 апреля, 2014
ООО «Авиалинии Визз Эйр Украина» возвращает четвертый Airbus 320 из своего флота материнской структуре, сообщает Центр транспортных стратегий со ссылкой на коммерческого директора авиакомпании Вадима Третяка.
Воздушное судно сейчас находится в процессе переоформления. По словам Вадима Третяка, возврат самолета связан со снижением спроса, но в случае положительных изменений на рынке борт может вернуться в парк украинской авиакомпании к началу зимней навигации 2014/2015.
Напомним, в начале марта «Визз Эйр Украина» решила отложить расширение флота. Ранее предполагалось, что в конце апреля парк пополнит еще один – пятый – самолет Airbus 320. С 30 апреля перевозчик также приостанавливает осуществление рейсов из Донецка в Рим, Милан, Ларнаку, Будапешт и Дортмунд. Вадим Третьяк сообщил, что с конца апреля «Визз Эйр Украина» из Донецка будет выполнять рейс только в Кутаиси (Грузия).
В то же время в аэропорту «Донецк» основной причиной решения авиакомпании «Визз Эйр Украина» почти полностью отменить полеты из/в Донецка называют слабую загрузку.
«В марте авиакомпания «Визз Эйр Украина» выполняет рейсы из Донецка в Кутаиси, Дортмунд, Милан, Рим. Средняя текущая загрузка воздушных судов – немногим более 60%. Такие показатели несовместимы со схемой работы лоукост-перевозчика», – сообщили в пресс-службе аэропорта «Донецк».
Как уточнил директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий, авиакомпания изначально переоценила потенциал закрытых направлений. По его оценке, для эффективного ведения бизнеса загрузка лоукост-перевозчика должна составлять около 90%.
Впрочем, в сообщении пресс-службы донецкого аэропорта сказано, что база «Визз Эйр Украина» в Донецке окончательно не закрыта. «С момента стабилизации ситуации в регионе работа базы будет возобновлена. Представительство авиакомпании в аэропорту продолжает свою работу, о сокращении сотрудников речь не идет», – отмечается в сообщении аэропорта.

понедельник, 31 марта 2014 г.

Wizz Air отказывается от Донецка в пользу Львова




Wizz Air отказывается от Донецка в пользу Львова
Wizz Air остановила осуществление практическивсех рейсов из Донецка
Фото: Ирина Горбасева
Авиаперевозчики оптимизируют свои рейсы. С 30 апреля авиакомпания «Wizz Air Украина» приостанавливает осу­щест­вление сразу пяти рейсов из Донецка — в Рим, Милан, Ларнаку, Будапешт и Дортмунд, сказано в официальном сообщении авиакомпании. Как уточнил «Капиталу» менеджер по коммерческой деятельности авиаперевозчика Ва­дим Третьяк, начиная с конца апреля «Wizz Air Украина» из Донецка будет выполнять рейс только в Кутаиси (Грузия). В марте авиа­компания приостановила полеты на направлениях Киев — Дубай и Донецк — Мемминген.
Не оправдавшиеся надежды
Спрос на авиаперелеты в Украине изменился, поясняет Вадим Третьяк отказ компании осуществлять рейсы из Донецка. Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что компания изначально переоценила потенциал закрытых направлений. «В марте авиакомпания «Wizz Air Украина» выполняет рейсы из Донецка в Кутаиси, Дортмунд, Милан, Рим. Средняя текущая загрузка воздушных судов — немногим более 60 %… Такие показатели несовместимы со схемой работы low cost перевозчика», — сказано в письменном ответе «Капиталу» пресс-службы аэропорта «Донецк» имени Сергея Прокофьева. По оценке Ланецкого, загрузка low cost перевозчика должна составлять около 90 %.
В Донбассе мало у кого есть мультивизы, чтобы без проблем летать в Европу — так поясняет низкую загрузку рейсов коммерческий директор туроператора Natalie tours Иванна Чучман.
Собственники компании «Wizz Air Украина», учитывая агрессию со стороны России, не захотели оставлять свой самолет в Донецке, предполагает генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. Напомним, в октябре прошлого года «Wizz Air Украина» открыл свою вторую украинскую базу в Донецке с одним самолетом Airbus A320. В сообщении пресс-службы донецкого аэропорта сказано: «...база «Wizz Air Украина» в Донецке не закрыта, ее работа будет временно приостановлена. С момента стабилизации ситуации в регионе работа базы будет возобновлена. Представительство авиакомпании в аэропорту продолжает свою работу, о сокращении сотрудников речь не идет».
Ориентация на Львов
От выполнения рейсов отказывается не только «Wizz Air Украина». По данным генерального директора агентства «Арт-Тур» (продавец билетов) Артура Ламтюгина, с 30 марта отменяет рейсы авиакомпания «ЮТэйр-Украина»: из Киева в Санкт-Петербург, Сочи, Харьков, Луганск, а также из Харькова в Баку и Ереван. Кроме того, по данным «Арт-Тура», авиакомпания «Днеправиа» отменила несколько рейсов из Киева в Бангкок с 8 апреля по 11 мая. Как сообщил Ламтюгин, ряд рейсов отменен также авиаперевозчиками «Международные авиалинии Украины» (в Симферополь) и S7 (в Москву).
Оптимизация авиаперевозок происходит на фоне увеличения пассажиропотока. По данным Государственной службы статистики, в январе-феврале 2014 г. авиа­транс­портом был перевезен 1 млн пассажиров, что на 37,6 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Александр Ланецкий поясняет, что столь бурный рост обусловлен низкой базой сравнения — в прошлом году как раз на этот период пришелся уход с рынка авиа­компании «АероСвiт». На самом же деле из‑за экономической и политической нестабильности наблюдается падение спроса. «Если честно, то все плохо. Но есть надежда, что если ситуация стабилизируется в ближайшее время, еще можно будет спасти летний сезон — на все воля божья!» — уповает Владимир Каменчук.
Wizz Air не отказывается от Украины совсем. Потерпев неудачу с Донецком, компания решила расширить полеты из Львова. Согласно официальному сообщению авиа­перевозчика, с 30 апреля «Wizz Air Украина» планирует начать полеты по шести направлениям из Львова: Валенсия, Рим (Фьюмичино), Тель-Авив, Неаполь, Барселона (Жирона), Кутаиси, а также из Киева в Ларнаку.

Последствия политического кризиса: на что рассчитывают авиакомпании

Политическое противостояние прервало рост авиарынка, но перевозчики надеются вернуть пассажиров уже в ближайшее время.

Екатерина Гребеник, Forbes.ua, 27 февраля 2014


Авиакомпания МАУ с 24 февраля вывела из расписания 38 регулярных рейсов, или примерно 10% еженедельных полетов. Это связано со снижением интенсивности прямых перелетов в/из Украины, объяснили в компании.
"Снижение спроса на деловые и туристические поездки отразилось на предварительном бронировании авиабилетов в Украину в феврале и марте", - говорится в пресс-релизе. Урезанное расписание будет действовать до 29 марта, а потом МАУ рассчитывает оперативно увеличивать частоту по мере восстановления спроса.
До начала общественного противостояния в стране авиакомпания, которая занимает около 60% рынка (регулярные международные перевозки украинскими компаниями) рассматривала 2014-й как год роста. "2014 год должен был стать первым годом развития, а теперь становится болотистым неустойчивым грунтом", - сказал президент МАУ Юрий Мирошников в начале февраля. Прошлый год стал для компании вполне удачным: банкротство ближайшего конкурента, "Аэросвита", позволило нарастить рыночную долю на четверть. Вплоть до октября все было хорошо. По словам главы авиакомпании, МАУ выходила по итогам года на прибыль около $20 млн. В ноябре начались традиционные сезонные проблемы, но обострение политической ситуации в декабре спутало все карты. В результате прибыли по году почти нет, констатирует Мирошников, не называя конкретных финансовых итогов. Прогноз на 2014 год - в лучшем случае, сохранить показатели на уровне 2013-го.
В начале февраля МАУ предупреждала, что если политическая ситуация не стабилизируется быстро, она вынуждена будет пойти на жесткие меры: сокращать рейсы, флот и даже людей. "Мы уже сейчас не добираем около $40 млн. Допустить убытков мы не можем", - оправдывается Мирошников. Острая фаза противостояния закончилась, но меры все-таки приняты. Они стали реакцией на более ранние события: эмоциональная составляющая, которая влияла на принятие пассажирами решения о полете в Украину или через Украину, формировала результаты предварительного бронирования еще в январе - начале февраля.
Отмена рейсов крупнейшей компанией пока не подталкивает экспертов к глобальным выводам. "Это обычное сезонное явление, в феврале-марте спрос падает всегда. Компании реагируют сокращением частот и временным закрытием рейсов, непопулярных в зимний период", - поясняет Александр Кава, глава Центра экономического и политического анализа. Правда, небывалое даже для этого времени снижение активности пассажиров заметили и другие участники рынка. "Сейчас у нас в неделю 12-14 рейсов, а годом ранее в тот же период мы выполняли 25-30. В целом падение после шоковых событий февраля - почти в три раза", - подытоживает директор чартерной авиакомпании "Роза ветров" Владимир Каменчук. Средняя загрузка на рейсах упала примерно на треть. Еще с конца осени сокращали количество рейсов и в компаниях "ВиззЭйр Украина" и "ЮТЭйр Украина", напоминает директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий.
Кроме политической, других предпосылок для пересмотра планов и проведения всевозможных оптимизаций сейчас нет, считает Каменчук. "Никаких резких скачков стоимости топлива, роста других затратных составляющих не происходит, цены стабильны", - уверяет он. И надеется, что уже в ближайшие месяцы даст о себе знать отложенный спрос. А если в Украину придут какие-то кредитные транши, прозвучат оптимистичные заявления инвесторов и все успокоится - летний сезон еще может помочь все наверстать. Оптимизма преисполнены и в главном аэропорту страны - "Борисполе". По итогам первого квартала он ждет роста не менее 25% к показателям аналогичного периода 2013 года, а всего по году - минимум 15%, сказал директор предприятия Алексей Кочанов. Из-за политических событий аэропорт потеряет в итоге не так много - около 5% от того, что было запланировано, заявил он.
Ограниченная конкуренция на рынке пока дает компаниям возможность свободно чувствовать себя в вопросах ценообразования и рассчитывать на сносные финансовые результаты, считает Александр Кава. "На большинстве рейсов МАУ сейчас сохраняется принцип паритетности, поэтому там тарифы выше, чем в конкурентном сегменте перевозок", - объясняет эксперт. Паритетность - это следствие действия в авиации системы межправсоглашений, которыми строго регулируется количество компаний на любом маршруте. Но на 14 марта Украина запланировала подписание договора "об открытом небе с Европой", который был парафирован еще в ноябре. Это поменяет ситуацию в конкурентном поле. "На тех рейсах, где произошла либерализация и были допущены все компании, цены резко упали. Это видно на примере Дубая, Москвы", - напоминает Кава.
Компании этого не отрицают и жалуются на демпинг со стороны конкурентов. "Демпинг - наша основная проблема сейчас. На некоторых рейсах конкуренты продают билеты чуть ли не бесплатно", - жалуется Каменчук. При этом они ожидают дальнейшего усугубления этой проблемы. "Новые власти будут либеральными и пустят на рынок европейские компании, которые просто сметут местные. Конец истории", - прогнозирует Ланецкий.

вторник, 11 марта 2014 г.

Кто и для чего захватывает аэропорт Борисполь


27.02.2014
Хронология атак на столичный аэропорт: как олигархи используют политическую конъюнктуру (исправлено)

Кто и для чего захватывает аэропорт Борисполь
Вчера администрация Борисполя заявила о попытках захвата неизвестными админзданий на территории аэропорта. И.о гендиректора аэропорта Александр Таранов обратился с открытым письмом к главам СБУ, МВД и генпрокурору Украины, попросив их взять под личный контроль ситуацию в Борисполе и не допустить остановки функционирования предприятия. 

Напомним, 24 февраля внефракционный депутат Сергей Мищенко во время согласительного совета в Верховной Раде заявил о необходимости отстранения от должности гендиректора аэропорта Борисполь Алексея Кочанова. Мищенко заявил, что директор входит в близкое окружение экс-президента Виктора Януковича и помогает скрыться беглым чиновникам, обеспечивая им "коридор". Об этом, по его словам, Кочанов уже договорился с оппозицией. В аэропорту эту информацию опровергли.

В тот же вечер на Борисполь напали, говорит замгендиректора  Игорь Касьяненко. По его словам, около 14 людей в масках, бронежилетах, форме и с дубинками проникли на территорию аэропорта и захватили админздание профилактория аэропорта, где находится бухгалтерия. 

Люди назвали себя представителями Майдана и потребовали полной передачи контроля за деятельностью аэропорта. "Мы самостоятельно провели переговоры с этими людьми и они покинули аэропорт",- говорит Касьяненко. 

Несколько активистов действительно пикетировали Борисполь 24 февраля с требованием уволить гендиректора, но к ним никто не выходил, сообщил помощник депутата Дмитрий Гапончук. 

25 февраля, по словам Касьяненко, попытка повторилась. В аэропорт приехало около 30 человек в масках и форме. "Они угрожали взять под свой контроль терминальные комплексы. Это можно трактовать как захват аэропорта. Мы бы вынуждены были приостановить работу. Благодаря вмешательству уполномоченного СБУ Валентина Наливайченко ситуация урегулировалась", - говорит Касьяненко.

Урегулировать конфликт помогли и представители Афганской сотни самообороны Майдана, на прошлой неделе установившие свои блокпосты на въездах в терминалы, говорят в Борисполе. Активисты контролируют проезд автотранспорта, чтобы препятствовать выезду с территории страны высокопоставленных чиновников. 

Сейчас предприятие работает бесперебойно и без задержек рейсов. 

Алексей Кочанов продолжает исполнять свои обязанности, но сейчас находится на больничном, говорят в пресс-службе аэропорта. Он был назначен гендиректором в июле 2013 года. До этого Кочанов был директором ООО "Международный аэропорт "Одесса".

Нападки на Кочанова  могут быть связаны с попытками сменить руководство Борисполя - на людей, близких к  олигарху Игорю Коломойскому, говорит источник ЛІГАБізнесІнформ в администрации аэропорта.

Игорь Коломойский интересуется авиационной отраслью уже давно. Ему принадлежит аэропорт "Днепропетровск", имеющий статус международного, его же называют владельцем крупнейшей авиакомпании МАУ. Раньше он владел предшественником МАУ, обанкротившимся АэроСвитом, и аэропортом Бельбек в Севастополе. Интересовался и покупкой Винницкого аэропорта. 

В Борисполе Коломойского в первую очередь интересуют денежные потоки самого аэропорта (в 2013 году доходы аэропорта сотсавили 1,6 млрд грн), считает эксперт транспортной отрасли Александр Кава. Вторичный интерес - это бизнесы, которые работают в аэропорту, говорит Кава. В частности, хендлинговый бизнес (наземное обслуживание самолетов) и заправка самолетов авиационным топливом, уточняет гендиректор консалтинговой компании FAS, Александр Ланецкий. По его словам, объем этого рынка оценивается в десятки миллионов долларов ежемесячно.

Для замены обслуживающих компаний на аффилированные с Коломойским необходима смена руководства, отмечает Ланецкий. Алексея Кочанова связывали с окружением экс-президента, которое проявляло интерес к аэропортовому бизнесу, говорит Ланецкий.
Денис Кацило
Денис Кацило
ЛIГАБiзнесIнформ
Информационное агентство
www.liga.net